Наш проектРекламаDisclaimerотзывы о порталедобавить в каталог
Узнаем вместе...

«Ох уж эти святки – песни да колядки»

Ох уж эти святки – песни да колядки

Ох уж эти святки – песни да колядки

Ох уж эти святки – песни да колядки

Ох уж эти святки – песни да колядки

Ох уж эти святки – песни да колядки

Ох уж эти святки – песни да колядки

Ох уж эти святки – песни да колядки

В каждом из нас живет ребенок, который верит в сказки и ждет волшебства. Поэтому так мы любим зимние яркие праздники, дающие нам надежду на счастливое будущее в новом году.

Так же и наши предки, древние славяне верили в то, что наступающий год будет для них добрым и удачным. А как иначе. Ведь каждую зиму, в день зимнего солнцестояния просыпался Бог неба – Даждьбог и на свет появлялся прекрасный младенец (чаще всего мальчик) – молодое солнышко, которого звали Коляда. Его имя от уменьшительно-ласкательного названия большого солнечного диска – коло, что означает колесо, круг.

Коляда – символ новорожденного солнца, который открывает новый год. Его пытается захватить в плен злая колдунья Зима и превратить в волчонка, но люди спасают малыша, сжигают в горящем костре (символ весеннего тепла) шкуру животного.

Веселые группы наряженной молодежи, с символическим изображением солнца, в виде красиво украшенного круга, ходили по дворам и величальными песнями сообщали родным и знакомым о рождении Коляды. Желали им добра в будущем году, обильного урожая и всякого благополучия. Эти песни и получили название колядки или коляды, а тех, кто их поет – колядовщиками.

Для увеличения плодородия земли хозяина по углам дома рассыпалось зерно. А чтобы отогнать нечисть со двора, надо было напугать ее вывернутыми наизнанку шубами, страшными масками. И часто колядующих сопровождала «коза», которую изображал веселый молодой человек. С его шуток и начиналось озорство и веселье. В ранний языческий период в этот день была традиция приносить в жертву домашнее животное, но со временем это «кануло в лету» и в процессии колядовщиков появился «козел (коза) отпущения», которого обвиняли во всех грехах.

У некоторых народов переодетый, таким образом, персонаж олицетворял умершего предка, который способствовал хорошему урожаю, здоровью семьи и благополучию. И существовал обычай в эту ночь оставлять накрытый яствами стол, считая, что им воспользуются духи приходящих родственников.

Но года идут, проходят столетия и вот римский император Константин в IV веке отказывается от язычества и принимает христианство, которое победоносно «захватывает» территории Европы. И чтобы победить привычные, особо почитаемые устои древних культов, церкви пришлось идти на некоторые уступки. И старые языческие традиционные верования наполнили новым смыслом.

От того что рождение Иисуса Христа пришлось на время зимнего солнцестояния, празднование Коляды стало сочетаться с Рождеством Христовым. Вот откуда:
«А бывает коляда Накануне Рождества».

Так появляются во время колядования новые песни, рождественские тропари, прославляющие Иисуса и новая атрибутика, например, уже не символ солнца, а вифлеемская звезда, возвестившая волхвам о рождении младенца Христа. И колядки стали «христославные», которые не только прославляют благополучие дома и семьи, но и сообщают особую радостную весть о том, что родился Всевышний. И даже в некоторых странах колядовщики стали возить с собой вертепы.

По-прежнему, как и раньше, колядующие красиво и ярко одеваются, кто-то наряжается в маски (поэтому их называют ряженными), и веселой шумной компанией обходят дворы. Впереди, с большой восьмиконечной звездой, идет главный, тот, кто знает больше всех песен и стишков. А еще, в их компании, есть обязательный мехоноша, с красочным мешком, куда складываются все подарки, полученные от хозяев. Шествование сопровождает звонарь с колокольчиком, чей звонок предупреждает о том, что идут колядующие.

«Коляда пришла Рождество принесла»